Перспективы развития инфраструктурных институтов фондового рынка России

Михаил Недельский 
Генеральный директор АО «СТАТУС»
20 февраля 2014 года


Год назад Национальный расчетный депозитарий (НРД) получил статус центрального депозитария. Можно резюмировать, что процесс формирования Центрального депозитария, затронувший сотни финансовых институтов, прошел достаточно спокойно.Изначально у многих участников процесса были опасения, что новая структура будет давать сбои на различных стадиях корпоративных действий, но сейчас мы видим, что все опасения безосновательны. И в этом, несомненно, большая заслуга как менеджмента ЗАО НКО НРД, так и регистраторов, которые в рабочих комитетах, созданных при НРД, тестировали модели взаимодействия. 

В связи с тем, что Россия стремится стать одним из центров мирового фондового рынка, создание мегарегулятора, принятие закона о центральном депозитарии, нормативных актов, регулирующих деятельность регистраторов, и другие изменения, на мой взгляд, являются своевременными и правильными. 

Что касается регистраторов, то они за период своего существования наладили систему учета прав собственности, вывели учетные процессы на высокий уровень и передали учет сделок торгующихся ценных бумаг в Центральный депозитарий. С началом работы Центрального депозитария произошло прогнозируемое падение выручки регистраторов по операциям, связанным с перерегистрацией прав собственности. Но этот негативный тренд удалось переломить за счет развития сервиса, связанного с дополнительными услугами, и увеличения поступлений от абонентской платы. 

Теперь регистраторам предстоит осваивать новые направления, где требуется работа по упорядочиванию и выстраиванию системы контроля. Я уверен, что в ближайшее время ситуация с учетом корпоративной собственности всех акционерных обществ в России изменится коренным образом. Огромный пласт работы связан в первую очередь с акционерными обществами, которые самостоятельно вели реестры акционеров. До октября 2014 года регистраторам необходимо принять на обслуживание большое количество эмитентов. Скорее всего, основная нагрузка ляжет на 10 ведущих регистраторов и потребует мобилизации всех ресурсов как центральных, так и региональных подразделений.

В целях повышения привлекательности и прозрачности российского фондового рынка необходимы и дальнейшие шаги по развитию корпоративной культуры и совершенствованию законодательной базы. Со своей стороны, регистраторы нуждаются в дальнейшем расширении своего бизнеса, это двухсторонний процесс, который в настоящее время необходим рынку, независимо от принятой модели дальнейшего развития учетной инфраструктуры.

Дальнейшее совершенствование законодательства и, соответственно, развитие регистраторского бизнеса могут быть связаны с передачей регистраторам полномочий по проведению собраний акционеров в акционерных обществах с численностью акционеров менее 500. Этот шаг, по моему мнению, позволит упорядочить проведение корпоративных мероприятий и привести их в четкое соответствие с действующим законодательством. Эти действия также могут позволить как оптимизировать систему взаимодействия с Центральным депозитарием, так и увеличить прозрачность российского корпоративного сектора в целом.

Следующим шагом представляется логичной передача регистраторам функций по выплате дивидендов обслуживаемых акционерных обществ. Нельзя разрывать учет права собственности на акции, проведение собраний и контроль выплат дивидендов: это все звенья одной системы, которая должна находиться под контролем регистратора.

Именно в обеспечении неразрывности этой системы видится развитие бизнеса регистраторов. В подтверждение этого тезиса могу сослаться на многочисленные обращения акционеров, которые говорят об удобстве получения качественного обслуживания по всем возникающим вопросам непосредственно у регистратора. Реализация принципа«одного окна» может существенно повысить уровень предоставляемого сервиса и значительно упростить процедуру и для эмитентов, и для акционеров.

Что касается вопроса о выборе оптимальных направлений развития фондового рынка, необходимо сказать следующее. В текущем году в рамках программы СРО НФА по изучению фондового рынка стран СНГ и ЕврАзЭС АО «СТАТУС» совместно с НФА и НРД при участии регуляторов организованы и проведены рабочие встречи с представителями инфраструктурных институтов Казахстана и Кыргызстана.

Основная цель визитов — обмен опытом по вопросам функционирования учетной системы в Российской Федерации и Республиках Казахстан и Кыргызстан, ознакомление с особенностями регулирования фондовых рынков этих стран. Изучив опыт функционирования инфраструктуры финансовогорынка Казахстана, — наличие Центрального депозитария и единого регистратора, — стоит констатировать, что подобная модель не применима в современных российских реалиях. Единый регистратор Казахстана обслуживает 1000 эмитентов (по состоянию на июль 2013 года), в то время как в России количество эмитентов, обслуживаемых регистраторами, насчитывает десятки тысяч и с каждым годом увеличивается. Чтобы обслуживать такое количество эмитентов, а принимая реестры, приводить их в соответствие с законодательством, требуется время и колоссальный человеческий ресурс.

Исходя из этого, к созданию в России Единого регистратора в краткосрочной перспективе не готовы ни учетная инфраструктура, ни сами эмитенты. С нашей точки зрения, наиболее оптимальная модель учетной системы, соответствующая современным реалиям развития инфраструктуры фондового рынка России, может выглядеть следующим образом: центральный депозитарий — депозитарии — крупные регистраторы.

Сколько регистраторов будет в конечном итоге, прогнозировать сложно, это определит рынок. В настоящее время в России осуществляют деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг 37 регистраторов. Из них, по экспертным оценкам, 7 регистраторов принадлежат другим регистраторам или находятся в стадии поглощения, до 20 регистраторов не демонстрируют признаков развития, а некоторые из них стагнируют. 

Соответственно, дальнейшее укрупнение регистраторов может происходить как в рамках эволюционного процесса (слияния, поглощения), так и при применении соответствующих установок и ограничений регулятором.

По нашему мнению, повышение требований к регистраторам со стороны регулятора в настоящее время является разумным и обоснованным. Видится, что в качестве таких требований в первую очередь стоит рассматривать:

  • увеличение минимального размера собственных средств регистратора;
  • унификацию программно-технического обеспечения;
  • определение минимального количества эмитентов с числом акционеров не менее 500.


Применение указанных стандартов позволит, во-первых, за сравнительно небольшой период укрупнить регистраторов, тем самым предоставив им возможность аккумулировать средства для своевременного совершенствования и модернизации программно-технического обеспечения в целях организации высокого уровня защиты информации, содержащейся в реестрах, а также ускорения совершения сделок в реестре.

Во-вторых, это позволит регистраторам более массированно проводить экспансию в регионы — развивать филиальную сеть, расширять регистраторский бизнес в отдаленных регионах России.

В-третьих, введение таких мер позволит исключить возможность создания «карманных» регистраторов, формально не являющихся аффилированными по отношению к эмитентам, реестры которых они обслуживают, но связанных с ними определенными договорными отношениями, в силу которых эмитент может влиять на деятельность регистратора и диктовать свои условия при регистрации сделок в реестре. Исключение возможности существования «карманных» регистраторов позволит сделать регистраторов действительно независимыми.

Укрупнение регистраторов в конечном счете выгодно всем участникам процесса. Это позволит свести к минимуму ситуации, связанные с противоправными действиями в реестрах, а регулятору на финансовом рынке будет проще контролировать и регулировать деятельность, например, 10, а не 37 регистраторов.

Таким образом, необходимость укрупнения регистраторов обусловлена как экономическими, так и правовыми рисками, сопровождающими деятельность регистраторов.

Сделано в  metro
Чтобы заказать обратный звонок, пожалуйста, заполните все поля формы:
Чтобы заказать услугу, пожалуйста, заполните поля формы: