Принудительный выкуп: скоро может быть поздно…

Наталья Петрова 
Директор Юридической компании «Свобода»
02 апреля 2012г.


С 1 июля 2006 года действует глава XI.I Федерального закона «Об акционерных обществах», регламентирующая процедуры приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ, а также процедуру вытеснения из состава акционеров открытого общества всех его миноритарных владельцев. 

Фактически закон говорит о двух основных процедурах:

1. О направлении владельцем крупного пакета акций ОАО обязательного предложения о приобретении акций иным акционерам Общества;
2. О направлении владельцем более 95% акций всем иным акционерам общества требования о выкупе.

Суть первой процедуры заключается в возникновении обязанности у лица, приобретшего более 30, 50, 75% акций ОАО, предложить всем иным владельцам купить принадлежащие им акции по рыночной стоимости. Целью введения такой обязанности держателя крупного пакета является необходимость обеспечения прав миноритарных акционеров, которые «уменьшаются» всегда при появлении крупного владельца в связи со снижением степени влияния миноритарных акционеров на управление делами общества при наличии владельца доминирующего пакета акций. 

Суть процедуры направления требования о выкупе акций (как ее часто называют, процедуры вытеснения миноритарных акционеров, или процедуры принудительного выкупа акций) заключается в следующем: владелец более 95% акций ОАО при соблюдении некоторых не очень сложных условий вправе направить всем иным акционерам требование о выкупе принадлежащих им акций, на которое миноритарные акционеры могут отреагировать только одним способом – сообщить сведения о форме и способе получения причитающихся им денежных средств. 

Размер денежных средств, подлежащих выплате миноритарному акционеру, определяется как произведение количества его акций и их рыночной стоимости. Крупный акционер, реализующий право принудительного выкупа, должен оплатить выкупаемые акции способом, указанным иными акционерами. В случае, когда миноритарные владельцы акций (а это и умершие, и отсутствующие, и другие «неактивные» акционеры) не сообщили сведений о форме и способе получения денежных средств, оплата принадлежащих им акций осуществляется путем перечисления необходимой суммы денежных средств на депозит нотариуса. 

Документы, подтверждающие оплату выкупаемых ценных бумаг, являются основанием для проведения операций в реестре акционеров ОАО по списанию акций с лицевых счетов миноритарных акционеров на лицевой счет лица, осуществляющего процедуру принудительного выкупа. Иными словами, эта процедура позволяет сократить количество акционеров любого ОАО до 1 лица или одной группы аффилированных лиц.

Таким образом, закон, с одной стороны, защищает миноритарных акционеров от возможных злоупотреблений со стороны крупного владельца, а с другой стороны, помогает последнему избавиться от миноритариев, когда степень его корпоративного контроля приближена к 100% и он фактически (но не юридически) является единственным собственником компании.

В настоящее время процедура вытеснения мелких акционеров и сокращения количества акционеров вплоть до одного лица доступна только открытым акционерным обществам. Но, как мы понимаем, нет в этом ничего невозможного и для закрытых акционерных обществ, которым для того, чтобы воспользоваться положениями гл. XI.1 закона, достаточно лишь сменить тип общества с закрытого на открытый. 

При этом «платой» за право воспользоваться принудительным выкупом будет лишь обязанность по раскрытию информации, перечень которой минимален, способы исполнения необременительны, а срок недолгий (процедура принудительного выкупа требует примерно 1 год, после чего единственный оставшийся акционер сможет не только поменять тип общества, но и беспрепятственно сменить организационно-правовую форму своего предприятия). 

Но сегодня мы вполне осознанно можем говорить о грядущих изменениях законодательства в рассматриваемой в настоящей статье сфере гражданско-правовых отношений. Связано это с ожидаемыми в ближайшее время изменениями Гражданского кодекса и, в первую очередь, изменениями в сфере корпоративного права. 

Законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, не предусматривая деления акционерных обществ на открытые и закрытые, устанавливает два их новых вида – публичные и непубличные. К публичным будут относиться общества, акции которых публично размещаются или публично обращаются. Все остальные акционерные общества будут признаваться непубличными. 
Иными словами, лишь немногие из действующих в настоящее время открытых обществ приобретут статус публичности после вступления в силу положений законопроекта. 

Законопроект вводит специальные повышенные требования к публичным АО, сокращая и упрощая требования к непубличным компаниям. Исходя из вышесказанного можно с достаточной уверенностью предположить, что положения действующей сейчас главы XI.1 закона об акционерных обществах сохранят свое действие только для вводимых законопроектом публичных компаний. И, следовательно, в будущем нести бремя исполнения обязанностей по процедуре приобретения крупных пакетов акций и, соответственно, пользоваться правом принудительного выкупа смогут только компании, отвечающие признакам публичности. То есть для подавляющего большинства акционерных обществ осталась последняя возможность прибегнуть к нормам закона об акционерных обществах, позволяющим абсолютно легитимно сократить количество своих акционеров до одного. 

К таким выводам нас подталкивает и содержание Директивы Европейского парламента и Совета 2004/25/ЕС от 21.04.2004 г., устанавливающей общие положения о возможности принудительного вытеснения акционеров и требования к юридическим лицам, на которые такие правила распространяются. 

____________________
1 О дате вступления в силу изменений в ГК РФ см. статью «Что будет с акционерными обществами?»

Сделано в  metro
Чтобы заказать обратный звонок, пожалуйста, заполните все поля формы:
Чтобы заказать услугу, пожалуйста, заполните поля формы: