Об административной ответственности за нарушение порядка ведения реестра акционеров.

На сколько тянет своя ноша.

Евгений Гришанин 
Директор Нижегородского филиала АО «СТАТУС» 
10 апреля 2009 года


Штрафы за нарушение порядка ведения реестра выросли до миллиона рублей. При этом новая редакция Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за любое нарушение требований законодательства при ведении реестра акционеров. Для должностных лиц в качестве одной из возможных санкций закон предусматривает дисквалификацию. 

Как в такой ситуации эмитенту, самостоятельно ведущему реестр и не имеющему в штате квалифицированных специалистов в данной сфере, не нарушить требования законодательства? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
 

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), вступившие в силу 13 апреля 2009 года, затронули и статью 15.22, серьезно усилив ответственность за нарушение правил ведения реестра акционеров. В действовавшей ранее редакции КоАП содержалось две статьи (15.22 и 15.23), предусматривавшие ответственность за такие нарушения. В новой редакции КоАП составы, предусмотренные объединены в одной статье 15.22. 

В представленной ниже таблице сведены составы правонарушений, влекущих административную ответственность, а также виды санкций, предусмотренные за их совершение.

На первый взгляд, общее количество наказуемых деяний не сильно изменилось. Однако это не так. В последней строке таблицы, цитируется часть 3 статьи 15.22 КоАП, которая предусматривает ответственность за любое нарушение требований законодательства к порядку ведения реестра. Таким образом, если ранее предусматривалась ответственность только за конкретные деяния (отказ от внесения записей в реестр, нарушение сроков выдачи выписки и т. д.), то новая редакция сделала перечень таких нарушений открытым. 

Количество требований, регулирующих деятельность по ведению реестра акционеров, достаточно велико (см. Список нормативных актов). Нарушение любого из них может и должно быть квалифицировано уполномоченным должностным лицом административного органа по части 3 ст. 15.22. КоАП. Размер ответственности за подобные нарушения представляется достаточно серьезным – штраф до 300 000 рублей. При этом необходимо помнить, что состав данного правонарушения является формальным, то есть административному органу не нужно устанавливать наступление каких-либо негативных последствий совершенного нарушения. Становится очевидным, что банальное несоответствие, например, лицевого счета акционера требованиям законодательства уже является достаточным фактом для привлечения акционерного общества и его должностного лица к административной ответственности. 

Гораздо значительнее выросли размеры штрафов за нарушения, которые, по мнению законодателя, представляют большую общественную опасность. Штрафы за такие нарушения, как отказ или уклонение от внесения записей в реестр, нарушение сроков выдачи выписок из реестра акционеров, внесение в реестр записей без оснований, предусмотренных законом и пр., влекут ответственность в повышенном размере (до 1 000 000 рублей). Помимо штрафа, закон предусматривает также и возможность дисквалификации виновного должностного лица на срок от 1 до 2 лет. Согласно ст. 3.11. КоАП дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. 

Столь серьезное усиление ответственности направлено на защиту прав владельцев ценных бумаг от умышленных или системных ошибок лица, осуществляющего ведение реестра акционеров. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» таким лицом может быть само акционерное общество либо профессиональный участник рынка ценных бумаг – регистратор. А если число акционеров превышает 50, то вести реестр может только независимый регистратор. 

То есть, субъектом рассматриваемых правонарушений является акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр своих акционеров, либо независимый регистратор, которому переданы функции по его ведению, и их должностные лица. И если для независимых регистраторов деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг является основным и единственным видом деятельности, то для акционерных обществ, зачастую не имеющих в своем штате необходимых специалистов, ведение реестра превратилось в обременительную обузу. Практика показывает, что около 80% акционерных обществ, ведущих реестр самостоятельно, допускают те или иные нарушения порядка его ведения. До недавнего времени большинство из этих нарушений не были наказуемы. Сегодня же все они влекут ответственность по статье 15.22 КоАП. 
Можно предложить два варианта защиты от допущения возможных нарушений и возникновения негативных последствий: привлечение в штат акционерного общества квалифицированного специалиста, прошедшего специальное обучение, и обеспечивающего ведение реестра акционеров в соответствии со всеми требованиями законодательства, либо передача системы ведения реестра независимому регистратору. 

В отличие от первого варианта передача реестра независимому регистратору «аннигилирует» возможность привлечения акционерного общества к административной ответственности. Ведь с момента передачи реестра именно регистратор будет являться субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.22 КоАП. Помимо этого, передача реестра независимому регистратору еще и менее затратный вариант, поскольку размер оплаты труда квалифицированного специалиста в несколько раз превышает размер оплаты услуг регистратора.

Хотел бы обратить ваше внимание еще и на то, что независимые регистраторы, осуществляя деятельность по ведению реестра акционеров, оказывают также услуги по организации и проведению общих собраний акционеров, что в свою очередь, позволяет акционерным обществам переложить на регистратора ответственность также и по ряду составов, предусмотренных статьей 15.23.1 КоАП. 

 

Сравнительная таблица составов правонарушений, связанных с ведением реестра владельцев ценных бумаг (суммы штрафов указаны в рублях)

 

 

до 13 апреля 2009 года

с 13 апреля 2009 года

Комментарии

1

Незаконный отказ от внесения записей в систему ведения реестра

 

10 000 – 20 000/1 000 – 2 000

Незаконный отказ от внесения записей в систему ведения реестра

 

 

700 000 – 1 000 000/30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Основания для отказа установлены в п. 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России № 27 от 02.10.1997г. (далее – Положение о ведении реестра)

2

Уклонение от внесения записей в систему ведения реестра

10 000 – 20 000/1 000 – 2 000

Уклонение от внесения записей в систему ведения реестра

700 000 – 1 000 000/30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Сроки исполнения операций установлены  в ст. 45 ФЗ «Об акционерных обществах» и в п. 10.3 Положения о ведении реестра.

3

Весение в реестр недостоверных сведений по вине держателя реестра

 

10 000 – 20 000/1 000 – 2 000

Внесение в реестр недостоверных сведений

 

 

700 000 – 1 000 000/30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Необходимо понимать, что рассматриваемое деяние может одновременно составлять и состав уголовного преступления. 

 

4

Нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра

 

 

 

 

 

 

 

10 000 – 20 000/1 000 – 2 000

Невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра по лицевому счету

700 000 – 1 000 000/30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Срок для выдачи выписки установлен п.7.9.4. и п. 10.3 Положения о ведении реестра и составляет 5 рабочих дней.

 

5

Отсутствовало

Внесение в реестр записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами

 

700 000 – 1 000 000 /30000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Рассматриваемое деяние может одновременно составлять и состав уголовного преступления. 

 

6

Невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг

 

10 000 – 20 000 /1 000 – 2 000

 Исключено

 

7

Уклонение от передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра, в случаях, установленных законодательством

 

10 000 – 20 000/1 000 – 2 000

 

Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом

 

 

 

 

700 000 – 1 000000 /30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Эмитент (акционерное общество) имеет право вести реестр самостоятельно, если количество его акционеров не превышает 50 (п. 3 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах»). В том случае, если число акционеров превышает 50, самостоятельное ведение реестра эмитентом является незаконным.

 

8

Нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра, в случаях, установленных законодательством

 

 

 

 

 

 

 

10 000 – 20 000 /1 000 – 2 000

 

В случае замены лица, осуществляющего ведение реестра, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи

700 000 – 1 000 000/30 000 – 50 000 или дисквалификация от 1 до 2 лет

Субъектом правонарушения в данном случае является профессиональный регистратор, нарушающий требования к передаче системы ведения реестра, установленные Постановление ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. N 21 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг»

 

9

Отсутствовало

Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра

100 000 – 300 000/5 000 – 10 000

Любое иное нарушение требований законодательства, не предусмотренное выше

 

Часть 3 статьи 15.22. КоАП РФ предусматривает ответственность за любое нарушение требований законодательства к порядку ведения реестра, оставляя перечень возможных  нарушений открытым. Приведенный список нормативных актов позволит Вам очертить круг требований, нарушение которых способно повлечь привлечение к административной ответственности.

Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность по ведению реестра 

 

 

нормативный акт

комментарий

1

Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1996г.

 

Устанавливает общие требования к порядку ведения реестра (ст. 44), в том числе:

·   Сроки для внесения записей в реестр и сроки для отказа от их внесения (ст. 45);

·   понятие выписки из реестра и порядок её выдачи (ст.46);

·   требования к составлению списка лиц к общему собранию акционеров (ст. 51).

А также ряд специальных требований:

·   порядок проведения операций при выкупе обществом размещенных акций (ст.76);

·   порядок проведения операций при приобретении акций, акционером, владельцем более 30 % голосующих акций открытого общества (ст. ст. 84.3, 84.7, 84.8).

2

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996г. (ст. 8)

В статье 8 устанавливает:

·   понятие системы ведения реестра и понятие реестра;

·   обязанности держателя реестра, понятие и обязанности номинального держателя;

·   понятие выписки, а также порядок и срок (5 дней) её выдачи; 

·   основания для внесения изменений в реестр.

3

Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России № 27 от 02.10.1997г.

Устанавливает требования к порядку ведения реестра, в том числе:

·   требования к информации и документам системы ведения реестра (п. 3);

·   обязанности регистратора (п. 5);

·   порядок и сроки проведения операций в реестре (п. 7);

·   требования к системе документооборота (п. 10).

Содержит типовую форму передаточного и залогового распоряжений (прил. 1 и 2).

4

Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров (приказ ФСФР от 05.04.2007г. N 07-39/пз-н)

Устанавливает подробные требования к проведению операций, связанных с выкупом акций по требованию акционеров, в том числе:

·   порядок и сроки блокирования акций при выкупе и снятия блокирования;

·   основания для отказа в блокировании;

·   требования к содержанию «требования о выкупе»;

·   порядок и сроки внесения записей о переходе прав на выкупаемые акции;

5

Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества (приказ ФСФР от 11.07.2006г. N 06-74/пз-н)

Устанавливает требования к операциям в связи со сделками, заключаемыми в соответствии с гл. XI.I ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе:

·   перечень операций и сроки их исполнения;

·   порядок блокирования акций и снятия блокирования;

·   порядок внесения записей о переходе прав собственности на акции.

6

Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (постановление ФКЦБ России от 31.05.2002г. N 17/пс)

В пункте 2.11. устанавливает требования к порядку составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

 

7

Постановление ФКЦБ России от 22.04.2002г. N 13/пс «Об особенностях учета в системе ведения реестра залога именных эмиссионных ценных бумаг и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перехода прав на заложенные именные эмиссионные ценные бумаги»

Устанавливает дополнительные, помимо постановления ФКЦБ России № 27, требования к порядку проведения операций, связанных с залогом ценных бумаг:

·   требования к залоговому распоряжению;

·   порядок внесения записей о залоге;

·   порядок отражения в реестре условий залога;

·   порядок внесения записей о прекращении залога

8

Постановление ФКЦБ России от 30.08.2001г. N 21 «О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок»

Развивает положения ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах» о последствиях неоплаты акций акционерами и устанавливает:

·   порядок учета в реестре неоплаченных акций;

·   основания для списания неоплаченных акционерами акций на лицевой счет эмитента.

·   требования к распоряжению о списании неоплаченных акций.

9

Положение о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (постановление ФКЦБ России от 24.06.1997г. N 21)

Устанавливает подробный порядок передачи системы ведения реестра от одного регистратора к другому либо к эмитенту ценных бумаг, в том числе:

·   последовательность действий регистраторов и эмитента и сроки их осуществления;

·   перечень передаваемых документов;

·   требования к оформляемым при передаче документам и пр.

10

Порядок отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг» (постановление ФКЦБ России от 22.05.2003г. № 03-28/пс)

Устанавливает подробный порядок действий держателя реестра при объединении дополнительных выпусков. Речь идет об объединении выпусков и присвоении им единого государственного регистрационного номера, в связи с дополнениями в ФЗ «О рынке ценных бумаг», вступившими в силу 28.12.2002г. и изменившими само понятие выпуска ценных бумаг.

Также устанавливает порядок действий держателя реестра при аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков, осуществляемый в соответствии со ст. 20  ФЗ «О рынке ценных бумаг» .

Сделано в  metro
Чтобы заказать обратный звонок, пожалуйста, заполните все поля формы:
Чтобы заказать услугу, пожалуйста, заполните поля формы: